Цитата(Нитка @ 23.11.2010, 16:03)
да и сам проект я что-то не нашла....хотя второе чтение можно очень долго ждать..
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект 400689-5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушенияхСтатья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2002, № 19, ст. 1795; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2007, № 31, ст. 4008; № 50, ст. 6248; 2008, № 52, ст. 6235; 2009, № 31, ст. 3921; № 52, ст. 6453; 2010, № 1, ст. 4; № 15, ст. 1756; № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2530) следующие изменения:
1) пункт "к" части первой статьи 63 после слов "технических средств," дополнить словами "наркотических средств, психотропных, сильнодействующих,";
2) пункт "а" части первой статьи 104.1 после цифр "228.1," дополнить словами "частью второй статьи 228.2, статьями 228.4,";
3) в абзаце первом части второй статьи 188 слова "наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ," исключить;
4) дополнить статьей 188.1 следующего содержания:
"Статья 188.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ
1. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием,-
наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;
г) в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.";
5) в статье 228:
а) в абзаце первом части первой слово "крупном" заменить словом "значительном";
б) в части второй:
в абзаце первом слова "особо крупном" заменить словом "крупном";
абзац второй дополнить словами "и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового";
в) дополнить частью третьей следующего содержания:
"3. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.";
г) в примечании:
в пункте 2 слова "Крупный и особо крупный" заменить словами "Значительный, крупный и особо крупный", после слов "а также статей" дополнить цифрами "188.1,";
в пункте 3 слова "Крупный и особо крупный" заменить словами "Значительный, крупный и особо крупный", после слова "соответствуют" дополнить словом "значительному,";
6) статью 228.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
2. Сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в следственном изоляторе, исправительном учреждении, образовательном учреждении, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга), -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в значительном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.";
7) в статье 228.2:
а) в наименовании слова "наркотических средств или психотропных веществ" заменить словами "наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров";
б) в абзаце первом части первой слова "наркотических средств или психотропных веществ либо веществ," заменить словами "наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо";
в) в абзаце втором части второй слова "либо лишением свободы на срок до трех лет" заменить словами ", либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок";
г) дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. Действие настоящей статьи, а также статей 188.1, 228.3 и 228.4 распространяется на прекурсоры, включенные в таблицы I и II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.";
8) дополнить статьями 228.3 и 228.4 следующего содержания:
"Статья 228.3. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ
1. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.
2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечания. 1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ изъятие их при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
2. Крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 188..1 и 228.4 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 228.4. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ
1. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере -
наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.";
9) в статье 229:
а) абзац второй части первой дополнить словами "с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового";
б) в части второй:
в пункте "г" слова "такого насилия, -" заменить словами "такого насилия;";
дополнить пунктом "д" следующего содержания:
"д) в значительном размере, -";
в) в пункте "б" части третьей слова "в отношении наркотических средств или психотропных веществ" исключить;
г) дополнить частью четвертой следующего содержания:
"4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.";
10) в статье 230:
а) в абзаце втором части первой слова "до пяти лет" заменить словами "от трех до пяти лет";
б) в абзаце шестом части второй слова "от трех до восьми лет" заменить словами "от пяти до десяти лет";
в) в абзаце четвертом части третьей слова "от шести до двенадцати лет" заменить словами "от десяти до пятнадцати лет".
Статья 2
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 13; № 23, ст. 2200; 2006, № 28, ст. 2975, 2976; № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 24, ст. 2830, 2833; № 49, ст. 6033; № 50, ст. 6248; 2009, № 1, ст. 29; № 11, ст. 1267; № 44, ст. 5170; № 52, ст. 6422; 2010, № 1, ст. 4; № 15, ст. 1756; № 19, ст. 2284) следующие изменения:
1) часть первую статьи 31 после цифр "2282," дополнить цифрами "2283,";
2) пункт 1 части третьей статьи 150 после цифр "228.2," дополнить цифрами "228.3,";
3) в статье 151:
а) в части второй:
пункт 2 после слов "188 частями второй - четвертой," дополнить цифрами "188.1,";
пункт 3 после слов "188 частями второй - четвертой," дополнить цифрами "188.1,", после цифр "228.1," дополнить цифрами "228.4,";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих и ядовитых веществ), 188.1, 228 частью второй, 228.1, 228.4, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.";
б) в пункте 8 части третьей после цифр "228.2," дополнить цифрами "228.3,", слова "232 частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертой" заменить словами "232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой и 327 частями первой и третьей";
в) часть пятую после цифр "188," дополнить цифрами "188.1,", после цифр "228.1," дополнить цифрами "228.4,";
4) пункт 3 части второй статьи 157 после слов "188 частями второй - четвертой," дополнить цифрами "188.1,".
Статья 3
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1) следующие изменения:
1) главу 6 дополнить статьей 6.17 следующего содержания:
"Статья 6.17. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицы I и II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.";
2) абзац второй части 3 статьи 20.20 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.";
3) в статье 23.1:
часть 1 после цифр "6.16," дополнить цифрами "6.17,";
часть 2 после цифр "20.14," дополнить словами "частью 3 статьи 20.20, статьей";
4) пункты 1, 12, 18 и 83 части 2 статьи 28.3 после цифр "6.16," дополнить цифрами "6.17,".
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Рассмотрение законопроекта Государственной Думой принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия постановления 02.11.2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях"Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ (далее - наркотики) и их прекурсоров.
В частности, законопроектом предлагается внести изменение в статью 63 "Обстоятельства, отягчающие наказание" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), установив, что совершение преступления с использованием наркотиков, а также сильнодействующих веществ является отягчающим обстоятельством.
Также законопроектом предлагается внести изменение в пункт "а" части первой статьи 104.1 "Конфискация имущества" УК, установив, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 228.2 "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ" и предлагаемой проектом новой статьей 228.4 "Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" УК, подлежат конфискации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотики, прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотиков, изъятые из незаконного оборота, подлежат конфискации и обращению в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 3 указанной статьи установлено, что имущество, полученное в результате деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, или используемое для осуществления указанной деятельности, также подлежит конфискации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что целью преступлений, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 104.1 УК (в том числе статьями 228.1 "Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов", 229 "Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ" УК) в той или иной степени является незаконное обогащение.
Мотивом нарушения правил оборота наркотиков, совершенного из корыстных побуждений (часть вторая статьи 228.2 УК), а также незаконного производства, сбыта или пересылки прекурсоров (предлагаемая статья 2284 УК) также является нажива.
На основании изложенного указанные составы преступлений должны быть включены в перечень преступлений, при совершении которых в качестве одной из мер уголовно-правового характера предусмотрена конфискация имущества. При этом данные предложения согласуются с нормами подпункта "а" пункта 4 статьи 3 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (далее - Конвенция ООН 1988 года).
Серьезной проблемой, создающей препятствия для эффективной борьбы с наркопреступностью, является недостаточная дифференциация для целей УК размеров наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
В соответствии с действующим уголовным законодательством ответственность за отдельные виды преступлений, связанных с незаконным оборотом большинства наркотиков, наступает с половины грамма. Это так называемый крупный размер. При этом особо крупным размером для этих наркотиков является масса свыше 2,5 грамма. Отсутствие иных критериев при определении степени общественной опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, приводит к тому, что ответственность за сбыт 2,5 грамма героина аналогична ответственности за сбыт 10 килограммов этого же наркотика.
В целях решения указанной проблемы законопроектом предлагается ввести дополнительный квалифицирующий признак преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, заменив действующую двухзвенную (крупный и особо крупный размеры) систему дифференциации уголовной ответственности за совершение данных преступлений на трехзвенную (значительный, крупный и особо крупный размеры), предусмотрев при этом более строгие санкции.Следует отметить, что дифференцированный подход к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, предусмотрен в статьях 228 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов", 228.1 "Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" и 229 "Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ" УК. Законопроектом предлагается установить аналогичный подход и к контрабанде наркотиков, ответственность за совершение которой в настоящее время не зависит от размера незаконно перемещаемых через границу наркотиков.
Учитывая, что установление дифференциации уголовной ответственности за контрабанду наркотиков в зависимости от их количества в рамках действующей статьи 188 "Контрабанда" УК не представляется возможным, законопроектом предлагается выделить контрабанду наркотиков в самостоятельный состав преступления, предусмотрев его в новой статье 188.1 "Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ" УК.
Также предлагаемая законопроектом в новой редакции статья 228.1 предусматривает повышенную ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в исправительном учреждении, образовательном учреждении, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга).
Указанное изменение обусловлено повышенной общественной опасностью такого деяния, а также требованиями подпункта "g" пункта 5 статьи 3 Конвенции ООН 1988 года, в соответствии с которыми стороны обеспечивают, чтобы суды и другие имеющие юрисдикцию компетентные органы могли принимать во внимание в качестве обстоятельств, отягчающих правонарушения, - сбыт наркотиков, совершенный в исправительном учреждении или в учебном заведении, или общественном учреждении, или в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами.
Одной из важнейших составляющих противодействия незаконному обороту наркотиков является эффективный контроль за оборотом прекурсоров - веществ, используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотиков.
Предусмотренные законодательством Российской Федерации меры контроля в данной сфере недостаточно эффективны и не реализуют основную свою задачу - предотвращение поступления прекурсоров в незаконный оборот и их использование для незаконного изготовления наркотиков.
Такой вывод подтверждается непрерывным ростом объема изымаемых из незаконного оборота прекурсоров.
Так, только за 2008 год правоохранительными органами Российской Федерации ликвидировано более 1600 нарколабораторий и изъято более 15 тонн прекурсоров, используемых при изготовлении наркотиков.
В Российской Федерации на более чем 150 промышленных предприятиях осуществляется крупнотоннажное производство таких прекурсоров, как ангидрид уксусной кислоты, толуол, ацетон, этиловый эфир, серная и соляная кислоты.
Значительные объемы и широта сфер применения прекурсоров при минимуме мер ответственности за их незаконный оборот создают предпосылки для утечки этих веществ из легального оборота.
Практика показывает, что одними из основных потребителей прекурсоров являются государства центрально-азиатского региона, где производятся наркотики опийной группы, а также страны Европы, где расположены лаборатории по производству синтетических наркотиков.
Принципиально новые подходы к вопросам контроля за оборотом прекурсоров определены Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".
С целью реализации данного Федерального закона и совершенствования законодательства Российской Федерации, предусматривающего ответственность за преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом прекурсоров, законопроектом предлагается ряд новелл.
В настоящее время преступные деяния лиц, нарушающих правила оборота прекурсоров, квалифицируются по части первой статьи 188 "Контрабанда" и статье 228.2 "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ" УК, а в отношении прекурсоров, являющихся сильнодействующими или ядовитыми веществами, - по статье 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" УК, а по административным правонарушениям - по статье 6.16 "Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Предметом преступлений, предусмотренных частью второй статьи 188 и статьей 234 УК, являются только те прекурсоры списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), которые одновременно являются сильнодействующими или ядовитыми веществами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964. Незаконное перемещение через границу прекурсоров, не являющихся ядовитыми или сильнодействующими веществами, квалифицируется в соответствии с частью первой статьи 188 УК как контрабанда обычных товаров.
Такие меры уголовной и административной ответственности недостаточны для обеспечения эффективного противодействия незаконному обороту прекурсоров.
В связи с изложенным законопроектом предлагается ужесточить ответственность за контрабанду прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня (по сравнению с контрабандой обычных товаров), включив в новую статью 1881 УК соответствующий состав преступления, а также дополнить УК статьями 228.3 "Незаконные изготовление, приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" и 2284 "Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", установив одновременно такие квалифицирующие признаки преступлений, как совершение указанных деяний в крупном или особо крупном размерах. Данные предложения согласуются с нормами пункта 1 статьи 3 Конвенции ООН 1988 года.
Федеральным законом от 28 июня 2009 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" усовершенствован механизм административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков и прекурсоров путем дополнения КоАП статьей 6.16 "Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Вместе с тем данная статья распространяет свое действие на правонарушения, связанные с легальным оборотом наркотиков и прекурсоров, причем только в отношении юридических лиц.
С целью устранения правового пробела законопроектом предлагается дополнить КоАП статьей 6.17, которой предусматривается введение административной ответственности физических лиц за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку, производство или сбыт прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 23.1 и часть 2 статьи 28.3 КоАП, наделив полномочием составлять протоколы об указанных административных правонарушениях должностных лиц органов внутренних дел (милиции), таможенных органов, органов, уполномоченных в области здравоохранения, и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а судей - рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
Статьей 6.9 КоАП за потребление наркотиков без назначения врача установлена административная ответственность в размере от пятисот до одной тысячи рублей или в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток. При этом частью 3 статьи 20.20 КоАП за аналогичное правонарушение, совершенное в общественном месте, не предусмотрено санкции в виде административного ареста.
В целях установления санкции, адекватной правонарушению, и ужесточения административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах законопроектом предлагается дополнить часть 3 статьи 20.20 КоАП санкцией в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток. Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 3.9 КоАП административный арест назначается судьей, законопроектом предусматривается внести изменение в часть 2 статьи 23.1 КоАП, установив, что дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступили указанные дела, передает их на рассмотрение судье. Полномочие по рассмотрению дела об указанном административном правонарушении в части назначения штрафа предлагается сохранить за органами внутренних дел (милицией) и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (статьи 23.3 и 23.63 КоАП).
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК).
В частности, законопроектом предлагается определить подсудность дел о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением или перевозкой прекурсоров наркотиков (статья 228.3 УК), районному суду, а также предусмотреть возможность проведения дознания по указанным делам органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органами внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляют предварительное расследование по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" УК. Законопроектом предусматривается наделение следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ полномочиями производить предварительное следствие также по уголовным делам о контрабанде сильнодействующих и ядовитых веществ (части вторая - четвертая статьи 188 УК).
Также законопроектом предлагается отнести производство предварительного следствия по делам о преступлениях, связанных с контрабандой наркотиков, их аналогов, прекурсоров, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотиков (статья 188.1 УК), к альтернативной подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, установив, что предварительное следствие по указанным делам может производиться следователями органа, выявившего эти преступления, а также наделив таможенные органы полномочиями проводить по ним неотложные следственные действия.
Производство дознания по делам о преступлениях, связанных с незаконными изготовлением, приобретением, хранением или перевозкой прекурсоров (статья 228.3 УК), а также предварительного следствия по делам о преступлениях, связанных с их незаконными производством, сбытом или пересылкой (статья 228.4 УК), законопроектом предлагается отнести к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органов внутренних дел Российской Федерации. Также предусматривается установить, что предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 2284 УК, может производиться следователями органа, выявившего эти преступления.
Кроме того, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в рамках расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, регулярно выявляются факты совершения преступлений, предусмотренных частями первой и третьей статьи 327 "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков" УК, производство дознания по которым не отнесено к их подследственности, в результате чего они обязаны выделять соответствующие материалы из уголовных дел и направлять их по подследственности в другие органы, что затрудняет правоприменение указанной статьи УК. В связи с изложенным законопроектом предлагается наделить органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ полномочиями производства дознания по делам об указанных преступлениях.
Принятие федерального закона повлечет за собой необходимость издания ряда постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ для целей
статей 188.1, 228.3и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964";
"Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей
статей 188.1, 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 76".
Учитывая необходимость издания указанных постановлений Правительства Российской Федерации, статьей 4 законопроекта предлагается предусмотреть вступление в силу федерального закона по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.