Всем привет!
Любая социальная система -- иерархична. Иерархия была, есть и всегда будет там, где есть человеческие отношения (ну да, вполне себе трюизм).
В любой группе (от 3-х человек и больше) идет распределенние ролей. Обязательный минимум такой стратификации: лидер (по сути -- голова социального организма), изгой,пария (помимо терапевтических целей -- за их счет самоутверждаются, -- через него решаются все самые "грязные", "неблагодарные" вопросы во взаимоотношениях с внешним миром) и конечно "серая масса" (ничего оскорбительного в этом нет;как писал Ницше, самое глупое -- это презирать обывателя. Просто не у всех есть т.н. "воля к власти", желание переть первым, т.к. "тяжела шапка Мономаха". И уж, конечно, не у всех есть к этому способности). На мой взгляд, это обязательный минимум,НО. Для того, чтобы любой, пусть самый маленький социум, развивался и эффективно функционировал, ему нужна Идея. А поскольку идея -- вещь довольно абстрактная, то нужны ее перосонифицированные воплощения -- носители. Так и образуются 4 основные прослойки любого сообщества (безусловно, каждая группа внутри делится на огромное количество подгрупп, ведь даже среди самых отверженных есть тот, кто умнее, сильнее, духовитее "коллег по цеху").
В качестве эталонного примера в голову сразу приходит индийская варно-кастовая система устройства общества, где все общество от рождения жестко делилось на четыре варны (группы):
1. Брахманы (жрецы) -- по сути они и есть те самые носители Идеи, ее персонификация;
2. Кшатрии (воины, светская знать) -- как ни крути, это лидеры;
3. Вайшии (земледельцы, ремесленники) -- это тот костяк, на котором держится любой социальный строй, трудяги или просто "серая масса";
4. Шудры (чернь) -- вот это и есть изгои.
Однако у индусов есть еще такая прослойка -- "неприкасаемые" (чандалы), не входящие ни в одну варну, самое дно.
Учитывая полное отсутствие социальной мобильности (возможности перехода из одной варны в другую), параллелизм с тюремным миром более чем уместен (для бычья, и на воле играющего в тюрьму, -- это не "расклад по мастям", а условно социологический анализ):
1. Воры -- помимо организаторских функций, они в первую очередь носители Идеи и живое ее воплощение (по крайней мере, изначально должно быть так);
2. Блатные (условно сюда можно отнести и "одних на льдине",и весьма авторитетнных "порядочных мужчин",пусть и не блатующих особо, "рецедуев" и самых отвязанных представителей "отрицаловки") -- это безусловные лидеры; обладая авторитетом,умом и "духом", они "рулят" всеми процессами в лагере, бараке, "хате", ШИЗО etc (при отсутствии Вора, это особенно очевидно).
3. Мужики -- что тут сказать, основное насаление ГУЛАГа, трудяги;
4. Изгои (опять же весьма условно сюда можно отнести "гадов","негодяев","чертей","обиженных") -- самая многострадальная категория сидельцев. Как правило, выполняет самую трудную, грязую и мерзкую работу, варясь в собственном соку,т.к. в общественной жизни колонии не может участвовать в силу своего статуса. Ко всему прочему, служат этаким способом удовлетворения Эго многих никчемных, не пользующихся уважением сидельцев, которые в силу статуса находятся "на ступень выше", что позволяет им вымещать свое зло и самоутверждаться.
И особого рассмотрения заслуживают т.н. "петухи" ("проткнутые","рабочие","вафли"), по низости своего положения напоминающие индийских чандал.
Если из сопоставления варновой и тюремных структур (да и любых иных, будь то казарма, общага, школа, двор или детский садик) социального устройства становится очевидным, что прцедура остракизма (изгнания) и феномен изгоя -- вполне естественные вещи, позволяющие так или иначе регулировать внутригрупповые отношения, то остается не ясным гомосексуальная составляющая.
Многим кажется вполне естественным существующее положение дел (мол,кого "иметь" как не изгоя и наоборот, если его "имеют", то кто он как не изгой). Однако все не так просто. Кто-то тут писал,якобы педерастия -- страшное явление, свойственное лишь человеку-де "волк волка не "дерет" и лебедь лебедя не "топчет". Чепуха! Те же приматы (орангутан), весьма близкие к человеку по биологической классификации со стахановским энтузиазмом "нагибают" себе подобных (поройтесь в инете). Более того, ряд психологов и сексологов (поройтесь в инете;но если надо - имена назову) пришли к выводу, что человек a priori (изначально, до опыта) бисексуален, просто морально-нравственные нормы, табу и мифология конкретных культур либо подавляют это начало, либо не особо. Это я к тому, что педерастия -- вполне естественное явление (зашоренным муфлонам: никто не говорит, что это прекрасно, и всех гомосеков нужно стройными шеренгами провести по Красной площади под голубыми знаменами да с криками "ура!"; просто констатирую очивидный факт), а отнюдь не изобретение российских тюрем. Но вот четкая увязка: ориентация-статус в иерархии -- исключительно русское явление. Так,например, в американских тюрьмах факт того, что кого-то "поимели" не мешает такому человеку в дальнейшем быть "авторитетом" (не "главпидором", а именно "авторитетом"). А во Франции махровый пассивный гомосек (т.е. не однократно оттраханный, а живущий этим постоянно) может быть очень влиятельным, занимать место лидера в криминальном мире. Иными словами, жесткой сцепки статуса и половых преференций нет, как в России.
Видимо, это повелось еще с каторги. Дело в том, что всякая социальная система стремится не просто к "выживанию", но и обеспечению максимально благополучного существования своих элементов. С этой целю в ней с неизбежностью вырабатываются нормы внутригруппового поведения. Если предствить себе дореволюционную каторгу, то возникает следующая картина. Мужеложество там безусловно имело место быть (многие дворяне прошли через каторгу,а среди них одно время была даже мода на содомию: чего стоят те же Чайковский да Юсупов, "успокоивший" Распутина), а вот условия более чем антисанитарные...Одним словом, произошло примерно то же, что случилось у населявших жаркие пустынные районы арабов и евреев, когда свинью объявили грязным животным, -- т.е. дабы сохранить здоровье каторжан, имеющих шанс "подхватить" кучу болячек при ежедневном бытовом соприкосновении с пЭдуардами ( например, пили из одной кружки ), была создана весьма жесткая Норма,основанная на Мифе (Параллель. Ислам/Иудаизм:Норма -- "есть свинью нельзя!"; Миф: "потому что свинья -- грязное животное"; Реальное обоснование: именно в жарких пустынных условиях свиньи более всего подвержены заболеваниям трихинеллеза и гельминтоза, но ведь всем это не объяснишь,да и найдутся "умники", что не поверят -- отсюда нужда в Мифе. Каторжный, позднее -- Тюремный мир: Норма -- "пидора бить только ногами; кто выпил/съел/закурил после пидора -- "уезжает" к "машкам"; кто заведет "личняка" -- едет к "петухам" etc; Миф: " "петух" -- настолько недочеловек, чтоо бить руками, касаться, есть после него ниже достоинства порядочного арестанта"; собственно особенно не рационализируют, почему до пидора нельзя даже касаться, нельзя и все; Реальное обоснование: предостережение огромного количества возможных заболеваний -- с одной стороны, и, как бы это смешно ни звучало, запрет на "личняка", думаю, обусловлен не столько гадкой возможностью "зашкварить" массу людей (хотя и этим конечно!), сколько тем, что все понятия летят к чертям -- так, при разборе "рамса" тот, кто выступает в роли арбитра отдаст предпочтение своему "личняку" -- с другой стороны).Однако это лишь шаткая версия.
Словом, тут Тюремный мир, собрав мудрость огромного числа людей, прошедших через него, установил довольно справедливое правило. Не зря гласит тюремная поговорка: "преступный мир жесток, но справедлив".
Впрочем, остается очень серьезным поводом для недоумения неподготовленного люда полное отсутствие возможности изменить свой статус попавшим в "петухи", тем более по беспределу. Вроде бы логично:если человек не педофил, не "гад", не "самозванец" или еще какая "блядина", а пострадал при беспределе "шерсти" или "ломке" да еще за Общее, то вроде неплохо бы его "вернуть" к своим...Да, вроде логично. Но если сделать поправку на несовершенство мира и человеческой натуры, можно вспомнить, какой серьезный ценз существует для кандидатов в Воры. Однако это не помогает: то тут. то там объявляется "вор" лет 20, ни разу не сидевший, не имеющий ни соответствующего опыта, ни необходимых личных качеств. А если бы здесь была "лазейка"? Можно представить, сколько всякой мрази наряду с бедолагами, пострадавшими от беспредела, попыталось бы "проскочить" обратно. И "проскачи" хоть одна такая гадина, сколько вреда это нанесло бы Порядочным, да и Идее в целом. Печальная это тема.
Но: dura lex,sed lex !